понедельник, 20 мая 2013 г.

Караваджо в Риме



Караваджо прибыл в Рим в 1592 году, когда он был ещё юным и честолюбивым художником, желающим покорить город. Потребовалось всего несколько лет, чтобы его нетрадиционное эстетическое видение и яркое, зачастую интенсивное, отображение жизни поразили римское общество. Материалы биографов XVII века свидетельствуют, что в руках Караваджо легче представить меч, чем кисть. Это подтверждают и документы судебной практики, которые изобличают его то как хулигана, то как вспыльчивого бунтаря, убившего человека.


Однако натуралистический стиль его картин и прослеживание тенденции перекликания религиозных образов с современным миром действительно захватили общественное воображение.
Самой богатой коллекцией картин Караваджо в Риме является Галерея Боргезе (итал. Galleria Borghese) — художественное собрание княжеского семейства Боргезе, которое выставлено в здании на территории виллы Боргезе. Здание галереи построено кардиналом Шипионе Боргезе (1576—1633), который заложил основы художественного собрания.   Он был одним из ранних поклонников творчества живописца, поэтому именно благодаря ему галерея Боргезе имеет шесть подлинных полотен Караваджо. 


Две работы были приобретены кардиналом у одного из первых работодателей Караваджо в Риме - это картины раннего периода: «Юноша с корзиной фруктов» (1593-94гг) и «Больной Вакх» (около 1593 г.).  Художник был так беден, что заплатить моделям за позирование не имел возможности, и поэтому рисовал приукрашенных друзей. «Больной Вакх» – это автопортрет живописца, выполненный в холодных пепельных тонах, на котором молодой человек бессильно сжимает кисть винограда. Картина, вероятнее всего, создана Караваджо после выписки из Больницы Утешения, в которой он проходил курс лечения после удара копытом лошади. Бытует и другое мнение, что портрет создан после тяжёлого похмелья.


Более позднего периода картины – «Святой Иероним» (1605 - 1606) и «Святой Иоанн Креститель» (1609-1610).


Самая внушительная работа Караваджо в Галерее Боргезе – это Мадонна деи Палафреньери или «Мадонна со змеёй». Это произведение Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» - «конюхи») для главного алтаря капеллы Святой Анны в соборе Святого Петра в Риме. На картине, представляющей собой аллегорию Непорочного зачатия, изображены Мадонна и маленький Христос, давящие ногами змею, и Святая Анна, покровительница братства Палафреньери. Поза Святой Анны, склонившей голову и скрестившей опущенные руки, повторяет привычные в иконографии позы Мадонны или Иоанна Крестителя в сценах Распятия: художник словно напоминает о конечном смысле евангельского рассказа о непорочном зачатии - то есть об Искуплении. Фигура Святой Анны, едва выступающая из тени благодаря бликам света, уже написана в стиле, типичном для позднего творчества Караваджо.  В соборе работа мастера, чьё искусство выходило за рамки канонов, находилась всего несколько дней.  Говорят, что новому папе Павлу V она показалась слишком фривольной, что и понятно - мадонна на ней изображена с глубоким декольте, а маленький Христос - и вовсе обнажённым. С Караваджо не раз случалось, что из-за недовольства церковнослужителей его произведения покидали стены храмов и оседали в частных собраниях. В данном случае картина попала в коллекцию кардинала Шипионе Боргезе, племянника папы, который «посодействовал отказу», чтобы потом купить это произведение за полцены. Согласно путеводителю «Маршрут Караваджо в Риме», картина была приобретена в 1606 году всего за 100 эскудо. Хотя скорей всего причина, по которой её убрали из церкви, заключалась в следующем: художник изобразил Анну, Марию и Христа с такой смелостью и таким реалистическим подходом к созданию образов, как если бы писал кого-нибудь из своих незнатных и небогатых современников. 

Между тем слава самого Караваджо росла, и среди коллекционеров и меценатов разгорелось настоящее соперничество, чтобы получить в собственные коллекции картины восходящей звезды на римском художественном небосклоне. Семья Барберини , в частности может похвастаться тем, что в их роскошном дворце, в котором сейчас располагается Национальная Галерея Античного искусства, находятся две картины Караваджо «Юдифь с головой Олоферна» и «Нарцисс».


В то время местом обитания Караваджо была площадь Святого Луиджи деи Франчези (Piazza San Luigi dei Francesi) между Пантеоном и Площадью Навона. Почти все главные события римской жизни художника происходили в пределах пятиминутной ходьбы от этого квартала: от впервые проданных работ до совершенного в 1606 году убийства человека. Детали убийства неясны, некоторые биографы склоняются, что это случилось в результате ссоры. После происшествия Караваджо был вынужден сбежать из города.


В те времена площадь Святого Луиджи была шумным местом и одновременно домом для нескольких влиятельных политических лиц. Не смотря на то, что на площади собирались толпы, все знали друг друга. В этом квартале был расположен магазинчик, который как полагают, продал «Гадалку» (1594-95гг) первому покровителю художника – Кардиналу Франческо Марии дель Монте. Эта картина, наряду с «Юным Иоанном Крестителем» (1601-02гг), принадлежавшая тоже дель Монте, находится сейчас в Капитолийских музеях, основанных папой Сикстом IV в 1471 году. Музеи размещаются в трёх дворцах на спроектированной Микеланджело Буонарроти площади Капитолия.





Караваджо, прогуливаясь в течение каждого дня, выбирал моделей для своих картин на улицах Рима, из круга своих друзей и знакомых (фехтовальщиков, живописцев, простых людей, куртизанок). Большинство его моделей остались неназванным, например, рыжеволосая молодая женщина, позировавшая для его «Кающейся Магдалины» (около 1595) и для девственницы в полотне «Отдых на пути в Египет» (1595-96). Обе картины находятся в галерее Дориа-Памфили (Doria Pamphilj Gallery), в пяти минутах ходьбы от площади Навона.




Немного известно о Лене – возлюбленной Караваджо, по мнению его современников. Для одних она была бедной честной девушкой, а для других – проститутка. Именно Лена позировала для картин «Мадонна со змеёй», «Мадонна де Лорето» или Мадонны паломников, которая висит в церкви Святого Августина, что расположена за углом от площади Святого Луиджи. Относительно последней картины, придерживаясь видения, которое стёрло барьеры между реальным и божественным мирами, девственница могла оказаться молодой римской матерью, держащей на груди своего сына.



Между 1595 и 1600 годами Караваджо живёт в Палаццо Мадама, в резиденции кардинала дель Монте, где теперь заседает итальянский Сенат. Дворец примыкает к площади Святого Луиджи. Переезд во дворец кардинала было первой большой победой. Благодаря дель Монте, его уполномочили написать три картины для алтаря часовни Контарелли во французской церкви Святого Луиджи. Это была его первая большая работа для церкви, которая и позволила оказаться у всех на устах. Караваджо не принял во внимание строгие художественные правила, диктующие, как должны быть нарисованы религиозные сцены, и его картины ошеломили публику. В «Призвание апостола Матфея» (1599-1600гг) живописец перенёс действие картины в 1600 год, изображая апостола в пабе и часть реальной жизни таверны, с которой Караваджо был тесно знаком.






Позже Караваджо получает заказ на боковые картины для Капеллы Черази (Cappella Cerasi) в церкви Санта Мария дель Пополо в центре Рима. И здесь показывается необыкновенное отличие живописи Караваджо «Распятие на кресте Св. Петра» и «Обращение Св. Павла»  в контрасте с грандиозным образом «Вознесение Марии» другого знаменитого художника того времени Аннибале Карраччи.






Полотном «Положение в гроб» (1602-1604), нарисованным для церкви Божьей матери или Новой церкви (Santa Maria in Valicella), можно насладиться в Картинной Галерее в Музеях Ватикана. Однако в самой церкви, которая находится на Корсо Витторио Эмануэле II недалеко от Святого Луиджи, на месте холста расположена копия, которая в полной мере показывает новизну творчества Караваджо.



Караваджо провёл четыре года своей жизни в бегах в связи со смертным приговором, который навис над его головой из-за убийства. Он скитался по стране, жил в Неаполе, Мальте, Сицилии, но умер в 1610 году после получения папской амнистии по дороге в Рим при таинственных обстоятельствах.



Последняя работа «Давид с головой Голиафа», выставленная сейчас в Галереи Боргезе, как полагают некоторые биографы, была предназначена подарком кардиналу Боргезе, чтобы тот посодействовал смягчению смертного приговора. Голиаф – как будто автопортрет с уловимым сходством, который отражает страх Караваджо перед необратимой действительностью.


Приглашаю всех любителей творчества Караваджо на увлекательную прогулку по Риму с посещением всех тех мест, которые связаны с его жизнью и творчеством.

На экскурсии  Караваджо в Риме вы посетите церкви: San Luigi dei Francesi, Sant'Agostino и Santa Maria del Popolo, где находятся работы Караваджо, а также пройдетесь по тем улицам и площадям,  которые вдохновляли художника, вы увидите дома и дворцы, где жил и создавал свои шедевры Караваджо во время своего пребывания в Риме.

Экскурсии проходят в утреннее время с 09:00 до 12:00, 
либо после обеда с 16:00 до 19:00.

Стоимость экскурсии 130 евро, продолжительность 3 часа.


Ваш гид по Риму Татьяна
+39 3484954363
smortchek@yahoo.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы