вторник, 26 ноября 2013 г.

Шедевры Возрождения - Вилла Фарнезина


Рим  - это город, который не перестаёт поражать своей красотой и многоликостью. Говоря об эпохе Возрождения, достаточно сказать,что в этот период в Риме творили такие мастера, как Фра Анджелико, Перуджино, Пинтуриккио, Боттичелли, Гирландайо,  Микеладжело и конечно-же божественный Рафаэль.
Великолепным памятником Возрождения является Вилла Фарнезина. Здание уютно расположилось на правом (западном) берегу Тибра в одном из весьма колоритных и очень романтичных римских районов – Трастевере. Район пользуется немалой популярностью у жителей и гостей города, поскольку смог сохранить до сегодняшних дней свою самобытность и средневековый дух.




Грандиозная Вилла была построена в самом начале XVI века (1506-1510 годы) по проекту итальянского архитектора Бальдассаре Перуцци, творения которого вошли в число классических образцов ренессансного стиля. Она была построена по заказу богатого и жизнелюбивого сиенского банкира Агостино Киджи, который сужал деньгами многих властелинов Европы и первосвященников. О его несметном богатстве ходили легенды. Ему принадлежала флотилия, состоящая из 100 парусников, которые везли золото Нового света. Он кредитовал самого папу, и папская тиара находилась у Агостино в качестве залога. О приёмах у Киджи ходили легенды. Говорили, что он приказывал слугам выкидывать драгоценные столовые приборы в реку - дескать, проще новые завести (под окнами, правда, была натянута специальная сетка, которую ночью потихоньку вытягивали из воды). 
Вилла, построенная для Агостино Киджи, должна была поражать воображение её посетителей.
Она является первым примером виллы павильонного типа, совершенно открытой в направлении сада и реки. Её внешний дизайн сразу выделил виллу среди типичных городских палаццо эпохи Ренессанса, которые строились с выходом на улицу и представляли собой прямоугольные блоки. А расположенный рядом с виллой сад из апельсиновых и мандариновых деревьев в период цветения до сих пор наполняет воздух непередаваемыми ароматами, дополняя царящую здесь атмосферу своим очарованием.




Интерьер виллы включает несколько залов различной величины с уникальнейшими фресками по известным историческим и мифологическим сюжетам, выполненными лучшими художниками эпохи Возрождения. Здесь работали Бальдассаре Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо, Содома и Рафаэль, вместе со своей боттегой - группой учеников :  Джулио Романо, Франческо Пенни и Джованни да Удине.

Росписи великолепно сохранились, хотя наследники синьора Агостино очень быстро все растратили, и уже в 1580 году вынуждены были продать виллу. Именно тогда она получила свое нынешнее название: участок перешел к семейству Фарнезе. Следующими владельцами стали Бурбоны, устроившие на вилле зал заседаний Неаполитанской академии; дуче водворил сюда общенациональных академиков, а сейчас на верхних этажах базируется Академия Линчеи, которая в отличие от прочих римских академий специализируется в основном на точных и естественных науках. В анфиладах нижних залов устроен музей – пожалуй, самый жизнерадостный и светлый в городе.

На первом этаже расположена "Лоджия Галатеи". Самой известной является фреска "Триумф Галатеи", выполненная Рафаэлем на тему одного из сюжетов "Метаморфоз" Овидия. Прекрасную нимфу Галатею, в которую был влюблён великан Полифем,  художник изобразил на колеснице в форме раковины, которую влекут по водной глади дельфины. Её сопровождает беззаботная  свита нереид и тритонов. От фрески создаётся ощущение ветра и стремительного движения. 



Мифологические фигуры на потолке представляют собой гороскоп Агостино Киджи, выполненный Бальдассаре Перуцци в 1511 году. Созвездия расположены в том порядке, в котором они встали в астрологическом гороскопе хозяина, родившегося 1 декабря 1466 года.


Опытный астролог легко прочтет гороскоп Агостино, который обеспечил ему такое процветание. Кентавр символизирует Стрельца, а Аполлон - солнце. Солнце в Стрельце. Кроме того, Агостино был известным меценатом, а Аполлон, как мы знаем был покровителем искусства.


Мифические сюжеты легко уживались в то время с христианской культурой. Огромное влияние оказало в то время учение Марсилио Фичино, который написал свои комментарии к "Эросу" Платона. Апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы. Неоплатонизм был особенно распространен среди художников Возрождения.



















На задней стене бросается в глаза гигантская голова юноши, нарисованная сангиной. Вероятнее всего, она принадлежит Себастьяно дель Пьомбо, но легенда гласит, что Микеланджело, зайдя проведать Рафаэля и никого не обнаружив, оставил её на стене вместо записки. Рафаэль же, безошибочно определив автора, запретил замазывать творение великого мастера. Согласно третьему варианту истории, голова осталась от Бальдассаре Перуцци, прикидывавшего, не украсить ли комнату как-нибудь по-другому, а между тем расписывавшего потолок.





В "Лоджии Амура и Психеи" можно насладиться восхитительными фресками на тему божественной всепобеждающей любви. Известный в то время роман Апулея "Золотой Осёл" повествует о приключениях Луция, который путешествует по Фессалии. В пути он слышит увлекательные и страшные истории о колдовских чарах, превращениях и прочих ведьмовских проделках.   
Самая известная из вставных новелл романа — «Амур и Психея» — дивная сказка о младшей и прекраснейшей из трёх сестёр, которая стала возлюбленной Амура.
Психея была столь прекрасна и обворожительна, что бог любви сам полюбил ее. Перенесённая ласковым Зефиром в сказочный дворец, Психея каждую ночь принимала Эрота в свои объятия, лаская божественного возлюбленного и чувствуя, что любима им. Но при этом прекрасный Амур оставался невидимым — главное условие их любовных встреч...
И вот во время очередного свидания Психея, давно снедаемая любопытством, зажигает светильник и, счастливая, радостно разглядывает прекрасного супруга, спящего рядом с ней.
Но тут с фитиля лампы брызнуло горячее масло: «Почувствовав ожог, бог вскочил, быстро освободился от объятий и поцелуев несчастнейшей своей супруги и, не произнеся ни слова, поднялся в воздух».
Богиня любви и красоты Венера, чувствуя в Психее соперницу, всячески преследует избранницу своего сына.





Венера даёт Психее три невыполнимых задания (ставшие затем «вечными сюжетами» мирового фольклора). С помощью добрых сил природы и местных божеств Психея справляется с повинностями.




Амур тем временем страдал в разлуке с любимой, которую уже простил. Он обращается к своему отцу Юпитеру с просьбой разрешить этот "неравный брак".




Главный Олимпиец созвал всех богов и богинь, велел Меркурию немедленно доставить Психею на небо и, протянув ей чашу с амброзией, сказал: «Прими, Психея, стань бессмертной. Пусть никогда Купидон не отлучается из объятий твоих и да будет этот союз на веки веков!»






И была сыграна на небе свадьба, на которой весело плясали все боги и богини, и даже Венера, уже к тому времени подобревшая. «Так надлежащим образом передана была во власть Купидона Психея, и, когда пришёл срок, родилась у них дочка, которую зовём мы Наслаждением».


История Амура и Психеи представляет собой аллегорию странствия человеческой души (Психеи), жаждущей слиться с небесной любовью (Амур). 
В ту пору лоджия была открытой и выходила в сад; гирлянды цветов и фруктов, увивающие стены, казались его естественным продолжением, а в них, помимо главных персонажей, чья история должна была каким-то образом символизировать брак, счастливо заключённый уже немолодым  владельцем виллы в 1518 г. с юной венецианской куртизанкой Франческой Ордеаски.

Разглядывать стены лоджии можно часами напролет.



В кабинете, известном как "Комната фризов", под потолком идёт тёмная многофигурная лента сцен на мифологическую тему, придуманных Бальдассаре Перуцци.





На втором этаже расположен "Зал перспективы", где все тот же Перуцци изобразил мраморную колоннаду с видами Рима. Сориентироваться в них довольно просто: виден Тибр, и Колизей, и городские колокольни, и даже сама Фарнезина. Когда в начале 80-х эти фрески реставрировали, обнаружилась надпись, оставленная одним из солдат армии Карла V, разорявшей город в 1527 году: "Почему же я, пишущий эти строки, не должен смеяться? Ландскнехты заставили папу сбежать, задрав ноги".




Следующее помещение при Агостино Киджи было спальней. Именно там стояла легендарная золотая кровать с украшениями из драгоценных камней и слоновой кости (говорили, что она обошлась дороже, чем вся остальная вилла вместе взятая). Но официальное название – не спальня, а "Свадебная комната Александра Македонского и Роксаны": по фреске Содомы, изображающей бракосочетание Александра с Роксаной (два других сюжета – встреча полководца со вдовой Дария и укрощение Буцефала).









Адрес: Via della Lungara, 230, 00165 Roma
 Посещение виллы возможно  с понедельника по субботу с 09 до 14 (последний вход за 20 минут до закрытия). Второе воскресенье месяца - специальные часы работы с 09 до 17.

Стоимость входного билета: 6 евро.

Мы можете заказать индивидуальную экскурсию по Вилле Фарнезина.
Продолжительность  2 ч. стоимость 100 евро . 

Пишите на адрес эл. почты: smortchek@yahoo.com


Ваш гид по вечному городу
Татьяна
+39 3484954363 (Viber)





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы